Наружная реклама в Украине. Итоги 2019 года
Оператор наружной рекламы PRIME Group проанализировал основные изменения рынка по итогам 2019 года. В основу материала легли данные исследовательской компании DOORS Consulting за соответствующий период.
Динамика объемов инвентаря
Если сравнить количество инвентаря за четыре квартала 2019 г. с аналогичным периодом прошлого года, сокращение по стране составило 5% по всем форматам.
В значительной мере этому способствовало сокращение инвентаря в Днепре, Киеве и Харькове. За указанный период количество рекламных плоскостей в этих городах уменьшилось на 28%, 8% и 7% соответственно.
Более всего сократился инвентарь самого массового формата — щиты и призмы 3×6. Так, в Киеве этих рекламоносителей стало на 36% меньше, а в Днепре — на 26%. Количество ситилайтов 1,2×1,8 в Днепре сократилось на 59%.
Сокращение числа рекламоносителей этих популярных форматов компенсировалось увеличением количества динамичных скроллов площадью ≈8 м2. Например, в Киеве их стало больше на 53%.
В отчетном периоде развивался и цифровой сегмент наружной рекламы. В Киеве приобрели различимые очертания три форматные группы (по аналогии с традиционным сегментом): сити-формат, ≈8 м2, 4×8; количество цифровых носителей превысило 100. Во Львове зарождается сеть цифровых носителей с экранами площадью ≈8 м2. Подвижки в области DOOH наблюдаются в Виннице, Черкассах, Чернигове и других городах.
Продолжается установка современных остановок общественного транспорта по разным городам страны.
Распределение инвентаря по городам
Занятость инвентаря по городам
Средняя занятость в 2019 г. снизилась на 10% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Больше всего — в Днепре (-17%) и Киеве (-14%). Основные причины: значительные изменения в структуре инвентаря, уменьшение доли носителей формата 3×6 и статичных ситилайтов, инерция в адаптации клиентов к таким существенным изменениям на рынке наружной рекламы.
Наивысший уровень распроданности инвентаря среди топ-6 городов наблюдается в Одессе, Львове и Запорожье, причем второй год подряд. При этом структура рекламного инвентаря за отчетный период изменилась там меньше, чем в других городах.
Более высокий уровень занятости в областных центрах достигнут благодаря высокому спросу со стороны политических рекламодателей; большой доли более стабильных во время политических кампаний местных рекламодателей; незначительным изменениям в структуре инвентаря.
Топ-20 категорий рекламодателей
За четыре квартала 2019 г. объем рынка наружной рекламы увеличился на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Со второго полугодия, по завершению двух политических кампаний, начали восстанавливаться доли категорий традиционных рекламодателей.
Лидирует категория «Торговля». Ее доля — 21,2%. Бюджеты рекламодателей этой категории увеличились на 4% по сравнению с четырьмя кварталами 2018 г.
Объем размещения в категории «Недвижимость» вырос на 1%, но ее доля в отчетном периоде снизилась до 13,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (15%). Такая динамика объясняется стабилизацией объемов размещения в крупнейших городах страны; сокращением активности некоторых рекламодателей («Укрбуд», «Риэл», KAN Development); сокращения объемов в областных центрах в связи с высоким спросом со стороны политических рекламодателей в этих городах во время предвыборных кампаний 2019 г.
Категория «Политическая реклама» переместилась на третью позицию: на нее пришлось 13% затрат рекламодателей на наружную рекламу.
Увеличилась активность рекламодателей, в частности, в следующих категориях: «Транспорт» (66%), «Кондитерские изделия» (54%), «Развлечения» (28%), «Образование и работа» (23%) и др.
Топ-30 рекламодателей
10 из 30 крупнейших рекламодателей в 2019 г. — политические. Часть из них в прошлом году не размещались. По этой причине кроме общего рейтинга мы выделили отдельный топ-30 коммерческих рекламодателей.
Sport Life и «Эпицентр» продолжают активно инвестировать в наружную рекламу и занимают две верхние позиции рейтинга.
На третье место вышел «Риэл», интенсивно продвигавший новые объекты в Киеве и Львове. В отчетном периоде строительная компания увеличила объем размещений более чем на 94%.
Fozzy Group («Сильпо», Fozzy, «Фора») занимает четвертую позицию (1,4% объема наружной рекламы в стране).
Vodafone занял пятое место, нарастив объемы на 43%. В список вошел еще один рекламодатель категории «Связь». Это оператор мобильной связи Lifecell. Благодаря 47-процентному увеличению объема размещений в отчетном периоде компания заняла пятнадцатое место. «Киевстар» в рейтинг топ-30 рекламодателей не вошел.
Почти весь год компания Nestle активно продвигала бренды из своего портфеля, что вывело ее на седьмое место с ростом 36%.
В категории «Недвижимость» вырос объем размещения «Интергал-Буд» (5%). Снижение объемов наблюдается у «Укрбуда» (-37%).
Значительный рост в отчетном периоде показали: «ТРК „Украина“» (236%), Jacobs (61%), «Ашан» (55%), «Альфа-Банк» (55%), «Агромат» (57%) и «Лео Керамика» (48%).