fbpx

Наружная реклама в Украине. Итоги трех кварталов 2019 года

279

Оператор наружной рекламы PRIME Group проанализировал основные изменения рынка по итогам трех кварталов 2019 года. В основу материала легли данные исследовательской компании DOORS Consulting за соответствующий период.

Динамика объемов инвентаря

Если сравнить количество инвентаря за три квартала 2019 г. с аналогичным периодом прошлого года, сокращение по стране составило 6% по всем форматам.

В значительной мере этому способствовало сокращение инвентаря в Киеве и Днепре. За указанный период количество плоскостей рекламоносителей в этих городах уменьшилось на 19%. В Киеве щитов и призм 3×6 стало на 32% меньше, в Днепре — на 20%. Количество ситилайтов 1,2×1,8 в Киеве сократилось на 29%, в Днепре — на 41%.

Сокращение числа рекламоносителей этих популярных форматов компенсировалось увеличением количества динамичных скроллов площадью ≈8 м2. В Киеве их стало больше на 63%, а Днепре — на 30%. Увеличился и объем скрольного сити-формата 1,2×1,8 в Киеве — на 67%.

Изменения в Киеве и Днепре коснулись не только распределения долей форматов инвентаря, но и его владельцев.

В Харькове объем рекламного инвентаря увеличился на 8% по всем форматам. В основном за счет носителей формата 3×6 (+12%) и скроллов площадью ≈8 м2 (+11%).

Во Львове объем инвентаря увеличился на 4%. Динамических носителей площадью ≈8 м2 стало на 67% больше, сити-формата 1,2×1,8 — на 33%.
В отчетном периоде развивался и цифровой сегмент наружной рекламы. В Киеве приобрели различимые очертания три форматные группы (по аналогии с традиционным сегментом): сити-формат, ≈8 м2, 4×8. Во Львове зарождается сеть цифровых носителей с экранами площадью ≈8 м2. Подвижки в области DOOH наблюдаются в Виннице, Черкассах, Чернигове.

Продолжается установка современных остановок общественного транспорта по разным городам страны.

Занятость инвентаря по городам

Средняя занятость за три квартала 2019 г. снизилась на 6% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Больше всего — в Киеве (-12%) и Днепре (-15%). Основные причины: значительные изменения в структуре инвентаря, уменьшение доли носителей формата 3×6 и статичных ситилайтов, инерция в адаптации клиентов к таким существенным изменениям на рынке наружной рекламы.

Наивысший уровень распроданности инвентаря среди топ-6 городов наблюдается в Одессе и Запорожье, причем второй год подряд. За отчетный период структура рекламного инвентаря изменилась там меньше, чем в других городах.

Более высокий уровень занятости в областных центрах достигнут благодаря высокому спросу со стороны политических рекламодателей; большой доли более стабильных во время политических кампаний местных рекламодателей; незначительным изменениям в структуре инвентаря.

Топ-20 категорий рекламодателей

За девять месяцев 2019 г. объем рынка наружной рекламы увеличился на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По завершению двух политических кампаний начали восстанавливаться доли категорий традиционных рекламодателей.

Лидирует категория «Торговля». Ее доля — 20,3%. Бюджеты рекламодателей этой категории увеличились на 3% по сравнению с тремя кварталами 2018 г.

Категория «Политическая реклама» переместилась на вторую позицию: на нее пришлось 16,5% затрат рекламодателей на наружную рекламу. Если не будет внеочередной предвыборной активности, в конце года категория сместится на третье место.

Объем размещения в категории «Недвижимость» вырос на 1%, но ее доля в отчетном периоде снизилась до 13,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (15,5%). Такая динамика объясняется стабилизацией объемов размещения в крупнейших городах страны и сокращения объемов в областных центрах в связи с высоким спросом со стороны политических рекламодателей в этих городах во время предвыборных кампаний 2019 г.

Увеличилась активность рекламодателей, в частности, в следующих категориях: «Транспорт» (77%), «Кондитерские изделия» (45%), «Развлечения» (25%), «Финансы» (22%).

Топ-30 рекламодателей

12 из 30 крупнейших рекламодателей за три квартала 2019 г. — политические. Большинство из них не размещалось в аналогичном периоде прошлого года. По этой причине кроме общего рейтинга мы выделили отдельный топ-30 коммерческих рекламодателей.

«Эпицентр» и Sport Life продолжают активно инвестировать в наружную рекламу и занимают две верхние позиции рейтинга.

На третье место вышел «Риэл». В отчетном периоде строительная компания увеличила объем размещений на 86%.

Fozzy Group («Сильпо», Fozzy, «Фора») занимает четвертую позицию (1,4% объема наружной рекламы в стране).

Vodafone занял пятое место, нарастив объемы на 54%. В список вошел еще один рекламодатель категории «Связь». Это оператор мобильной связи Lifecell. Благодаря 45-процентному увеличению объема размещений в отчетном периоде компания заняла пятнадцатое место.

В категории «Недвижимость» выросли объемы KAN Development (5%) и «Интергал-Буд» (20%). Снижение объемов наблюдается у «Укрбуда» (-21%).
Компания Metro, крупный игрок категории «Торговля», заняла восьмое место, сохранив инвестиции в наружную рекламу на уровне первых трех кварталов 2018 г. (+1% роста).

Значительный рост в отчетном периоде показали: «Альфа-Банк» (1550%), «ТРК „Украина“» (360%), «Агромат» (76%), Jacobs (67%), «Ашан» (65%), «Воля» и «Лео Керамика» (по 63%).