Оправдывают ли приобретения Global возложенные надежды?

1

Адриан Коттерилл, главный редактор DailyDOOH

Может ли так статься, что британская медиагруппа Global Media & Entertainment Limited обнаружила недобросовестные действия или, как минимум, «искажения в доходах», имеющие отношение к некоторым из ее приобретений, совершенных в 2018 году, когда создавалось подразделение Global Outdoor?

Во всяком случае так считают многие собеседники DailyDOOH, с которыми редакция издания пообщалась в конце февраля. По информации знакомых с ситуацией людей, в компании насторожились, когда выручка от инвентаря, ранее принадлежавшего Outdoor Plus, не достигла показателя, который по мнению Global, был достигнут оператором в 2018 году.

Последние несколько лет многие британские OOH операторы завышали объем выручки путем существенных единовременных денежных выплат собственной же компании через механизм продажи собственных или арендованных мест/экранов таким компаниям в сфере недвижимости, как Wildstone и Insite Outdoor. Нечто подобное совершил оператор Outdoor Plus в 2018 году, то есть тогда, когда медиагруппа Global оценила и затем купила эту компанию.

Технически, это доход Outdoor Plus, но это не выручка, полученная за продажу рекламного инвентаря, и уж точно не повторяющиеся поступления. Необходимо также отметить, что это и не мошенничество.

Однако несколько проблематично оценивать бизнес, опираясь на мультипликатор EBITDA в одном конкретном году. Сообщается, что Outdoor Plus, по всей вероятности, получил в том году полностью обоснованные платежи в размере 5–7 млн фунтов стерлингов за аренду плоскостей.

Стало быть, если купить такую компанию с мультипликатором 10–15, получим завышенную на 50–75 млн оценку.

Если покупка Outdoor Plus произошла, как многие считают, по дружбе (между генеральным директором Global Стивеном Майроном и генеральным директором Outdoor Plus Джонатаном Льюисом), была ли в таком случае комплексная финансово-юридическая проверка проведена надлежащим образом? Вполне возможно, что Global заплатил свыше 100 млн фунтов стерлингов за бизнес, который либо не стоил тех денег, либо, что еще хуже, за несостоятельную компанию.

Если к вышеописанной сделке добавить предполагаемую ценность оперируемой Primesight сети терминалов LinkUK (недавно взятую Global во внешнее управление, так как сети приписывается убыток в размере 34 миллионов фунтов стерлингов), то можно увидеть, что (хотя нет абсолютно никаких предположений о мошенничестве или неправомерных действиях в связи с Primesight) медиагруппа, возможно, переплатила и здесь.

С учетом вышесказанного, была ли логика создания Global Outdoor из Outdoor Plus + Primesight (сентябрь 2018) + Exterion Media (октябрь 2018) внутренне ошибочной с самого начала?

Любому отраслевому обозревателю в то время было понятно, что лишь одна из трех компаний имела решающее значение для «микса» — Exterion Media, в силу уникальности своего предложения, конечно же.

С другой стороны, представление Global Outdoor о масштабе сработало вопреки любой логике или аргументации.

Несмотря на то, что Primesight очень хорошо работал под превосходным руководством Нарена Пателя, компания была куплена в довесок. У нее были те же форматы, что и у других операторов, но к ее услугам никогда не обращались в первую очередь. Скептики говорили, что инвентарь Primesight покупали для того, чтобы агентства могли пройди аудит, поскольку цены у них были низкими и они всегда говорили «да». LinkUK, конечно, была попыткой Primesight изменить положение дел, но любой удосужившийся покопать информацию о LinkNYC, знал, что проект мертворожденный.

Многие считают, что Outdoor Plus всегда получал непропорционально большую долю дохода от агентства Talon Outdoor. Многие медиа-байеры из-за этого терпеть не могли покупать у оператора. Об этом знают немногие, но именно Тим Бликли и Том Годдард из Ocean Outdoor склонили чашу весов Talon Outdoor не в пользу Outdoor Plus. Когда Тим и Том представили своих людей из Lloyds Development Capital (сейчас они в Mayfair Equity Partners) генеральному директору Talon Outdoor Эрику Ньюнхэму и те выкупили миноритарный пакет акций агентства у Omnicom в 2017 году, то медиазакупка Talon Outdoor, какой сюрприз, переместилась к Ocean Group.

Идея создания Global Outdoor заключалась в том, чтобы построить бизнес, сопоставимый по масштабу с Clear Channel и JCDecaux. И медиагруппа Global, естественно, ожидала соответствующий масштабу уровень дохода.

Не боюсь показаться резким, но думаю, здесь есть два победителя, причем ни один из них не Global. Кусочек, который Exterion Media, продолжит давать отличный результат, как и прежде, но остальная часть империи Global Outdoor, скорее всего, продолжит чахнуть, что, в общем-то, ставит под сомнение всю затею с созданием оператора.